Познай самого себя


Тема: Вопросы и ответы

Дата: 03.03.2015

От: Психолог

Тема: На:реакции

Уважаемая Настя!
Психологическая защита работает на бессознательном или подсознательном уровне, и, зачастую, человек не может контролировать свои защитные механизмы психики, если он ничего не знает о них.
Психика человека имеет свойство защищать себя от неблагоприятных воздействий, будь то внешние факторы или внутренние. Механизмы психологической защиты выполняет функцию стража нашего психического здоровья, нашего «Я» от воздействия стрессов, неудач, повышенной тревожности; от неприятных, разрушающих мыслей, от внешних и внутренних конфликтов вызывающих негативное самочувствие.
Кроме охраняющей функции психологическая защита может нести и разрушающее воздействие на личность, она может не давать личности расти и развиваться, достигать успехов в жизни. Это происходит при частом повторении какого-либо защитного механизма психики в сходных жизненных ситуациях, но некоторые ситуации, хоть и сходны с той, которая изначально вызвала защиту, все же в ней не нуждаются, т.к. человек способен сознательно решить эту проблему. Так же психологическая защита становится разрушительной для личности в случаях использования человеком сразу нескольких защит одновременно.
Человек, часто использующий защитные механизмы обречен на статус «неудачника» в своей жизни.

Психологические защиты приобретаются в течении всей нашей жизни. Короче говоря, использование детьми психологической защиты зависит от того, как и какую защиту используют родители.
В последствии справится самостоятельно с излишком психологических защит (а значит перейти из «неудачников» в «победители») будет невозможно, здесь понадобится помощь психоаналитика.

Разными авторами описывается различное множество механизмов психологической защиты, всего более 20-ти. Это такие защитные механизмы психики как: вытеснение, подавление, сублимация, интеллектуализация, рационализация, отрицание, проекция, замещение, идентификация с агрессором, регрессия, компенсация и гиперкомпенсация, реактивное образование, обратное чувство и их составляющие и т.д.

ОТРИЦАНИЕ - наиболее примитивный механизм защиты, развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют отвержение. Это, в свою очередь, может привести к самонеприятию.

ПОДАВЛЕНИЕ - развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора.

ИЗОЛЯЦИЯ и ИНТРОЕКЦИЯ. Изоляция подразделяется некоторыми авторами на ДИСТАНЦИРОВАНИЕ, ДЕРЕАЛИЗАЦИЮ и ДЕПЕРСАНОЛИЗАЦИЮ, которые можно выразить формулами:«это было где-то далеко и давно, как бы не наяву, как будто не со мной».
В других источниках эти же термины применяются для обозначения патологических расстройств восприятия.

РЕГРЕССИЯ - развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессивное поведение, как правило, поощряется взрослыми, имеющими установку на эмоциональный симбиоз и инфантилизацию ребенка.

КОМПЕНСАЦИЯ - сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности.

ПРОЕКЦИЯ - развивается для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самопринятия на этом фоне.

ЗАМЕЩЕНИЕ - развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ - развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения из боязни пережить разочарование. Образование данного механизма принято соотносить с фрустрациями, связанными с неудачами в конкуренции со сверстниками.

Желаю Вам психического здоровья!
Спасибо за вопрос.


Назад